Академия художеств. Страницы памяти


"Этот парень должен был остаться жить"

Из беседы с художницей Александрой Щёголевой

10.10.2023

Мария Чечегова

Многие посетители открытых защит дипломных работ 2021 года запомнили живописный коллаж: портрет пожилого человека в окружении выцветших снимков солдат, а рядом поэтические строки. Это была картина “Выпуск 41-ого года. Памяти И.Л. Дегена”, созданная Александрой Щёголевой, выпускницей мастерской Х. Савкуева. Сегодня картина разлетелась на множество цитат в работах современных учеников Академии и даже зрелых художников.


Александра ЩеголеваАлександра Щёголева

Готовность к внутреннему диалогу с животрепещущими событиями вокруг, распознавание уникальных судеб, неподдельный интерес к истории семьи и страны характеризует многие работы выпускников мастерской Х. Савкуева, в том числе и Александры Щёголевой. Она органично вошла в свой круг единомышленников, потому что изначально была готова к этому:

 

“Одна из первых запомнившихся картин моей матери - художника Анны Щёголевой - «Марья Устиновна». Мама написала «портрет» своей прабабушки – старообрядки Марьи Устиновны Князевой, женщины с тяжелейшей судьбой, чью деревню сожгли отступавшие от Москвы немцы. Когда-то эта работа попала на обложки газет. Видимо, ещё тогда в мою детскую душу заронили глубочайшее уважение к истории нашей семьи и страны”.


Осознание масштабных событий как личных проложило дорогу к первым серьезным самостоятельным работам Александры.


Александра Щеголева. Автопортрет с прадедом. 2015 М., х. Собрание автора

Александра Щёголева. Автопортрет с прадедом. 2015 М., х. Собрание автора


«Автопортрет с прадедом» 2015 года стал первой картиной, которая связана с Великой отечественной войной. Сама Александра подчеркивает, что это была ее первая серьезная работа в жизни.

 

“Осмысляя семейные истории, я решила поместить себя на одну фотографию с прадедом, которым горжусь”. “Мой прадед Иван Алексеевич Андрианов жил в деревне в 150 км от Москвы и, конечно, был призван на фронт одним из первых. Уже через месяц от него перестали приходить письма… Долгое время Иван Алексеевич считался пропавшим без вести, и только 5 лет назад, посылая запросы в российские и немецкие военные архивы, мой дядя Хочин Дмитрий Иванович выяснил правду. По информации, предоставленной немецкой стороной, прадед умер в лагере для военнопленных Гроссборн, на территории Польши. Указана дата смерти, рост, место рождения и проживания, даже отпечаток пальца... Все точно, по-немецки. В лагере дед прожил всего два месяца, хотя был ростом 179 см и крепкого телосложения. Очевидец, разыскавший после войны мою прабабушку, рассказал, что для прадеда плен был величайшим позором: тогда ведь считалось, что советский солдат не имеет права попасть к врагу живым и уж тем более – «работать на немца». В итоге, прадед просто менял свой паёк на табак, и, фактически, умер от истощения, «сгорев» за два месяца, как свеча – чтобы не содействовать фашистской военной промышленности.

 

На картине мы оба молоды: моему прадеду 33 года, а, мне - 20 лет. Каждый – в одежде своей эпохи (прадед – в военной форме, я – в современном джинсовом костюме). От прадеда осталось измятое извещение, фотография и фляга – небогатое наследие. А ещё – пятеро детей на руках молодой жены в оккупированной немцами деревне”.

 

Вот так, старые неброские предметы становятся реликвией, их описание перетекает в большую историю и представления о ценностях в целом.

 

Позже Александра случайно нашла в Интернете статью «Самые правдивые стихи о Великой Отечественной», а затем сразу же ознакомилась с удивительной историей автора строк - Иона Лазаревича Дегена. В 17 лет он ушёл добровольцем на фронт, стал танкистом-ассом, трижды был смертельно ранен, а после войны стал врачом и первым в мире успешно пришил оторванную конечность человеку. А. Щёголева признается в том, что ее вдохновило на создание картины именно его литературное творчество:

 

“Стихи 18-летнего фронтовика поразили меня в самое сердце. Они ведь ему жизнь спасли, эти стихи, когда он в первый раз на грани смерти оказался: врач в планшете вместо карт обнаружил рукописи, прочёл и велел «спасти любой ценой», рискуя головой в случае провала. Тогда ведь не разбирались особо и на безнадёжные случаи ценных лекарств не тратили. Но ЭТОТ парень должен был остаться жить. И остался. И заслужил, чтоб о нём знали, гордились и помнили”.

 

Большая удача найти такую историю в бесконечном потоке информации. Александра разглядела в найденной истории важную особенность, простор для воображения:

 

“Моя картина "Выпуск 41-ого года. Посвящение И.Л. Дегену" (2018) – дань печальной статистике: из 10 юношей, ушедших на фронт, возвращался от силы один счастливчик. Он-то и доживал до эпохи цветной фотографии, до старости, до внучков на коленях. Остальные девять – его товарищи – оставались навек молодыми и чёрно-белыми на выцветших фотографиях. Только фотографии да похоронки нам от них и остались. А ещё – вечная память о Подвиге и Жертве, воспетая в наших стихах, картинах и песнях”.


Александра Щеголева. Выпуск 41-ого года. Посвящение И.Л. Дегену. 2018. М., х. Собрание автораАлександра Щёголева. Выпуск 41-ого года. Посвящение И.Л. Дегену. 2018. М., х. Собрание автора

 

Ион Деген запечатлен здесь как цветная фотография. По ней невозможно догадаться о его удивительной судьбе. Он изображен в окружении молодых ребят на пике жизни. Их лица остались неподвижными, по-юношески наивными, в то время как лицо Дегена изменилось со временем, сильно состарилось. Точно также пристально всматривались в лица свидетелей и участников событий представители «сурового стиля», и особенно Гелий Коржев. Сама художница не отрицает их влияния, но все же ищет свою форму высказывания.

 

“В случае с "Выпуском 41-ого года..." потрудиться пришлось много, так как это полиптих из 12 холстов. Трудно здесь всё: и портреты, и натюрморт-обманка (похоронки), и, как ни странно, текст стихотворения... “.

 

“Выпуск 41-ого года…” - глубокое трогательное произведение, в котором сочетается трагедия и восторг. Эта картина и более ранний автопортрет представляют собой наглядное исследование, которое привело художницу к тому, что судьба Л. Дегена оказывается в одном временном промежутке с семейной историей автора. Эти две истории оказываются тесно связаны с обыденными предметами, которые стали памятью: похоронки, фотографии в тусклых красках, обрывках несут в себе чистую правдивую интонацию. Прошлое уже далекое, но видимое и ощутимое.

 

В творчестве А. Щёголевой картина “Выпуск 41-ого года…” занимает важное место, поскольку тесно связана с поэтическим талантом самой художницы: на момент написания картин она выпустила два поэтических сборника с циклами "Блокадный дневник", "Вдовы", "Сцены Войны и Мира". Мы не могли не включить в наш рассказ о картинах одно из самых пронзительных стихотворений Александры:

 

***

Как Дух, низверженный с Небес,

Кровавый шар скатился в лес,

И ты исчез,

И я исчез...

Всѐ съела ночь: и нас двоих,

И их — конечно же, и их...

Уже не вижу серых глаз.

Так, значит, вот он — смертный час?

...Какой закат! Скорей, смотри:

В пунцовом пламени зари

Как две души

Как два цветка —

Земли рука,

Небес рука.

  

Александра отмечает, что по прошествии лет «Автопортрет с прадедом» (2015) и “Выпуск 41-ого года…” (2018) нисколько не потеряли своей энергии:

 

“Собственно, история страны и семьи для меня слиты воедино, и сегодня именно эта великая и трагическая история даёт силы жить и создавать что-либо…”  

 

Энергию создавать, простор фантазии, и желание показывать свое творчество у Александры точно не отнять. На ее счету множество групповых и несколько персональных выставок. Художница собирает вокруг себя единомышленников и сама выступает как куратор выставочных проектов: один из самых известных - «PORTRAIT 21/XXI» (2021), “Взгляд потомков" (2022) в Музее современного искусства АРТМУЗА (2022).

 

Картина А. Щёголевой “Выпуск 1941 …” (2018) рассказывает не только о судьбе удивительного человека, для которого поэзия стала смыслом жизни в тяжелое время. Произведение также показывает то, как осмысление художником происходящего открывает глубины мышления, а искусство — настоящий труд.

 

Мы также узнали про отношение Александры к интерпретации истории Великой отечественной войны в искусстве:

 

“Для художников Санкт-Петербурга тема ВОВ и Блокады Ленинграда стала "программной". Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что помнят. Плохо, что начинают иногда относиться формально и выдавать клише... Лично для меня тема ВОВ не является главной и/или единственной, но она, несомненно, очень важна и для меня лично, и для нации - народа-победителя”.


Вернуться наверх<