Академия художеств. Страницы памяти


Мне помнятся рассказы и семейный дом

Из беседы с художником Дмитрием Мясниковым

13.11.2023

Мария Чечегова

Дмитрий МясниковДмитрий Мясников

Ряды участников нашей новой рубрики, в которой мы пытаемся осмыслить, чем для нас сейчас является Великая Отечественная война, пополняются. Для участия в проекте Дмитрий Мясников выбрал картину «9 мая» (2020). Она была написана как выпускная работа почти три года назад. Только сейчас нам открылись подробности о главном персонаже, когда автор поделился с нами семейной историей. Рассказ о сильном герое очень контрастирует с простым сюжетом картины. Пожилой мужчина в черном костюме на фоне казачьего дома – донской житель, ветеран Великой отечественной войны, переживший трагические события и нашедший себя в новое время.


Дмитрий Мясников считает “9 мая” (2020)  наиболее значимой работой в своем творчестве. Первые идеи картины появились около 10 лет назад, до написания диплома. С одной стороны, картина органично входит в собственную творческую концепцию художника: автора привлекает тема народного духа, колорит родной местности (Ростовской области и самого Ростова-на-Дону) с традиционными постройками и особым укладом жизни. С другой стороны, на фоне сюжетов с яркими южными персонажами, которые украшают его мастерскую, картина заметно выделяется. Прежде всего статичностью как на фотокарточке! И как ни странно, это нисколько не отталкивает, а наоборот привлекает. Особенно рядом с трогательной семейной историей.


Дмитрий Мясников. 9 мая. 2020. Холст, масло.

Дмитрий Мясников. 9 мая. 2020. Холст, масло. 


Свой рассказ Дмитрий Мясников начинает издалека, о том как его мама была отправлена в Ростов-на-Дону, на воспитание в семью к своей двоюродной бабушке Антонине  Воробьёвой. У нее был муж, Матвей Воробьев (в семье все  называли просто дедушка Дима). Именно он стал прототипом донского жителя - главного персонажа картины «9 мая».

 

“О Матвее Воробьеве знаю со слов  моей мамы. Ей запомнились редкие упоминания военных событий, о которых он рассказывал: когда в окружении у них не было еды, то ели свои ремни - жевали их как  жвачку. Так как в детстве моя мама плохо кушала, он ей только такие истории и рассказывал. Или про то, как осенью в окружении ели корешки и ветки. Вот это было невкусно, а на столе  стоит еда и капризничать плохо. Дедушку Диму, мамины детские капризы с едой очень  сердили, так как он по настоящему пережил голод в окружении. Был момент в его жизни, когда он и его боевые товарищи не ели ничего 3 недели”.

 

Некоторым из нас сложно представить, что такие условия выживания действительно были в те страшные годы. Не трудно заметить как  впоследствии самосохранение в экстремальных условиях научило ценить  комфортные условия в привычной мирной жизни.

 

“Дедушка Дима не любил рассказывать про войну. Он призывался из Ростова-на-Дону. Политрук, естественно коммунист. Воевал дедушка Дима   на самых тяжёлых направлениях: под Ленинградом, в  месте со  зловещим названием - Мясной бор. Там  гибло много Советских солдат. Именно там он совершил свой подвиг - под его руководством было уничтожено большое количество фашистов (нацистов). После этого боя он получил тяжёлое ранение и выбыл из строя. Сразу после войны занимал большой пост в Кенигсберге”.

 

Дмитрий Мясников подчеркивает, что время было беспощадно над героем:

“Возможно если бы не ранение, не контузия  и припадки, которые мучили его всю  оставшуюся жизнь, у него было бы много детей и память о нём несли бы они”.

 

Во время подготовки этого материала, мы рассмотрели много фотографий картин Дмитрия Мясников и нашли среди них портрет ветерана: белый фон будто вспышкой очерчивает силуэт пожилого мужчины, плечо которого наклонилось вместе со складками пиджака; взгляд героя скрыт от зрителя и пронзающего света; в картине переданы все суровые очертания лица, с шершавой кожей со шрамами и морщинами. Мы сразу же подумали, что это тот самый герой, о котором рассказывает Дмитрий. Однако художник опроверг наши наблюдения. На портрете изображен другой человек. Однако, этот образ все таки был  сопутствующим этюдом к картине “9 мая”.


Д.Мясников. Образ казака ветерана. 80х60. Х.,м. 2019   Д.Мясников. Образ казака ветерана. 80х60. Х.,м. 2019. Фрагмент

Д.Мясников. Образ казака ветерана. Холст, масло. 2019


Если не портретное сходство является главным, то в чем именно отражается личность Матвея Воробьева?  Провести параллели с событиями в судьбе героя позволяют  детали фона. “Когда дедушка Дима вернулся с женой в Ростов-на-Дону, он на окраине выстроил кирпичный дом по старому донскому принципу куреня - в центре печь, а комнаты соединяются по кругу  проходными дверьми”. Дом семьи Матвея Воробьева - особый в  том числе для художника, потому что он стал для него родным, так же как когда-то для мамы. Дмитрий с теплотой описывает атмосферу дома во всех мелочах:

 

“В этом доме я вырос, а одна комната была моей,  моим детским миром. Запомнилась в доме трофейная немецкая  посуда, которую доставали из шкафа только по  праздникам, старые дореволюционные часы и венские стулья”.

 

Дмитрий будто остается предан воспоминаниям ранних лет, очень по-мальчишески передавая историю в ярких ликующих красках, отражающих все оттенки майского дня: свежесть весенней травы, чистое голубое небо. Все близкое к земле облюбовано кистью. Точно как в картинах Пластова! На этом фоне белый силуэт дома выглядит как крепость, рядом с которой стоит фигура старого воина. Он не одинокий человек, а скорее любующийся тишиной спокойствием. Все это зритель и художник видит издалека, будто проезжая мимо по дороге на машине. И действительно даже издалека эта сцена приковывает своим молчанием.


Создавая картину «9 мая», художник не изобретал новых приемов, не искал мифических сюжетов, а вдохновлялся обстановкой, в которой когда-то жил. В картине Дмитрия Мясникова расплетается нить воспоминаний нескольких поколений. Живопись не рассказывает всех реальных подробностей, которые легли в основу. Нам не видно: ни тяжелых сцен сражения, ни суровых послевоенных будней. Сам художник несколько раз подчеркивал, что сама история Матвея Воробьева является лишь основой для образа донского жителя. И тем не менее картина ясно говорит о человеке, который вернулся с войны, выжил в катастрофе, построил дом, ставший приютом для самых дорогих и близких в его жизни. Для нас, зрителей, этот дом на фоне голубого неба - напоминание о возвращенном мире.

 

Осталось неясным как изменилось творчество Дмитрия Мясникова после написания работы. Очевидно лишь то, что для художника образ Матвея Воробьева был и остается идеалом по жизни:

 

“Дедушка Дима прожил свою жизнь достойно, для меня, для всех людей, мне  хочется помнить о нём, о его честности,  порядочности, благородстве. Благодарность к этому Человеку я пронесу всю свою жизнь”.

 

Между прочим, это не пустые слова. Дмитрий Мясников неумолимо следует примеру своего героя, “пробивая” свой путь в профессии: он не остановился на университетском образовании и продолжил работу в Санкт-Петербургской Академии художеств; за свои творческие заслуги художник несколько раз был удостоен государственной стипендии; сегодня Дмитрий развивает деятельность объединения художников “НА ЗЕМЛЕ”.

 

Когда мы доделывали этот материал, картина Дмитрия Мясникова «9 мая» показывалась в Казахстане на выставке лучших работ студентов и преподавателей Санкт-Петербургской Академии художеств. Это по-настоящему большая честь для дипломной работы художника! Нам не посчастливилось увидеть выставку вживую, но мы уверены, что в новом пространстве, за пределами родины, в картине Дмитрия Мясникова еще лучше прочитывается послание художника о сохранении родной земли и своих людей.  


Творческая страница Д.Мясникова 


Вернуться наверх<