Мне помнятся рассказы и семейный дом
Из беседы с художником Дмитрием Мясниковым
13.11.2023
Мария Чечегова
Дмитрий Мясников
Ряды участников нашей новой рубрики, в которой мы пытаемся осмыслить, чем для нас сейчас является Великая Отечественная война, пополняются. Для участия в проекте Дмитрий Мясников выбрал картину «9 мая» (2020). Она была написана как выпускная работа почти три года назад. Только сейчас нам открылись подробности о главном персонаже, когда автор поделился с нами семейной историей. Рассказ о сильном герое очень контрастирует с простым сюжетом картины. Пожилой мужчина в черном костюме на фоне казачьего дома – донской житель, ветеран Великой отечественной войны, переживший трагические события и нашедший себя в новое время.
Дмитрий Мясников считает “9 мая” (2020) наиболее значимой работой в своем творчестве. Первые идеи картины появились около 10 лет назад, до написания диплома. С одной стороны, картина органично входит в собственную творческую концепцию художника: автора привлекает тема народного духа, колорит родной местности (Ростовской области и самого Ростова-на-Дону) с традиционными постройками и особым укладом жизни. С другой стороны, на фоне сюжетов с яркими южными персонажами, которые украшают его мастерскую, картина заметно выделяется. Прежде всего статичностью как на фотокарточке! И как ни странно, это нисколько не отталкивает, а наоборот привлекает. Особенно рядом с трогательной семейной историей.
Дмитрий Мясников. 9 мая. 2020. Холст, масло.
Свой рассказ Дмитрий Мясников начинает издалека, о том как его мама была отправлена в Ростов-на-Дону, на воспитание в семью к своей двоюродной бабушке Антонине Воробьёвой. У нее был муж, Матвей Воробьев (в семье все называли просто дедушка Дима). Именно он стал прототипом донского жителя - главного персонажа картины «9 мая».
“О Матвее Воробьеве знаю со слов моей мамы. Ей запомнились редкие упоминания военных событий, о которых он рассказывал: когда в окружении у них не было еды, то ели свои ремни - жевали их как жвачку. Так как в детстве моя мама плохо кушала, он ей только такие истории и рассказывал. Или про то, как осенью в окружении ели корешки и ветки. Вот это было невкусно, а на столе стоит еда и капризничать плохо. Дедушку Диму, мамины детские капризы с едой очень сердили, так как он по настоящему пережил голод в окружении. Был момент в его жизни, когда он и его боевые товарищи не ели ничего 3 недели”.
Некоторым из нас сложно представить, что такие условия выживания действительно были в те страшные годы. Не трудно заметить как впоследствии самосохранение в экстремальных условиях научило ценить комфортные условия в привычной мирной жизни.
“Дедушка Дима не любил рассказывать про войну. Он призывался из Ростова-на-Дону. Политрук, естественно коммунист. Воевал дедушка Дима на самых тяжёлых направлениях: под Ленинградом, в месте со зловещим названием - Мясной бор. Там гибло много Советских солдат. Именно там он совершил свой подвиг - под его руководством было уничтожено большое количество фашистов (нацистов). После этого боя он получил тяжёлое ранение и выбыл из строя. Сразу после войны занимал большой пост в Кенигсберге”.
Дмитрий Мясников подчеркивает, что время было беспощадно над героем:
“Возможно если бы не ранение, не контузия и припадки, которые мучили его всю оставшуюся жизнь, у него было бы много детей и память о нём несли бы они”.
Во время подготовки этого материала, мы рассмотрели много фотографий картин Дмитрия Мясников и нашли среди них портрет ветерана: белый фон будто вспышкой очерчивает силуэт пожилого мужчины, плечо которого наклонилось вместе со складками пиджака; взгляд героя скрыт от зрителя и пронзающего света; в картине переданы все суровые очертания лица, с шершавой кожей со шрамами и морщинами. Мы сразу же подумали, что это тот самый герой, о котором рассказывает Дмитрий. Однако художник опроверг наши наблюдения. На портрете изображен другой человек. Однако, этот образ все таки был сопутствующим этюдом к картине “9 мая”.
Д.Мясников. Образ казака ветерана. Холст, масло. 2019
Если не портретное сходство является главным, то в чем именно отражается личность Матвея Воробьева? Провести параллели с событиями в судьбе героя позволяют детали фона. “Когда дедушка Дима вернулся с женой в Ростов-на-Дону, он на окраине выстроил кирпичный дом по старому донскому принципу куреня - в центре печь, а комнаты соединяются по кругу проходными дверьми”. Дом семьи Матвея Воробьева - особый в том числе для художника, потому что он стал для него родным, так же как когда-то для мамы. Дмитрий с теплотой описывает атмосферу дома во всех мелочах:
“В этом доме я вырос, а одна комната была моей, моим детским миром. Запомнилась в доме трофейная немецкая посуда, которую доставали из шкафа только по праздникам, старые дореволюционные часы и венские стулья”.
Дмитрий будто остается предан воспоминаниям ранних лет, очень по-мальчишески передавая историю в ярких ликующих красках, отражающих все оттенки майского дня: свежесть весенней травы, чистое голубое небо. Все близкое к земле облюбовано кистью. Точно как в картинах Пластова! На этом фоне белый силуэт дома выглядит как крепость, рядом с которой стоит фигура старого воина. Он не одинокий человек, а скорее любующийся тишиной спокойствием. Все это зритель и художник видит издалека, будто проезжая мимо по дороге на машине. И действительно даже издалека эта сцена приковывает своим молчанием.
Создавая картину «9 мая», художник не изобретал новых приемов, не искал мифических сюжетов, а вдохновлялся обстановкой, в которой когда-то жил. В картине Дмитрия Мясникова расплетается нить воспоминаний нескольких поколений. Живопись не рассказывает всех реальных подробностей, которые легли в основу. Нам не видно: ни тяжелых сцен сражения, ни суровых послевоенных будней. Сам художник несколько раз подчеркивал, что сама история Матвея Воробьева является лишь основой для образа донского жителя. И тем не менее картина ясно говорит о человеке, который вернулся с войны, выжил в катастрофе, построил дом, ставший приютом для самых дорогих и близких в его жизни. Для нас, зрителей, этот дом на фоне голубого неба - напоминание о возвращенном мире.
Осталось неясным как изменилось творчество Дмитрия Мясникова после написания работы. Очевидно лишь то, что для художника образ Матвея Воробьева был и остается идеалом по жизни:
“Дедушка Дима прожил свою жизнь достойно, для меня, для всех людей, мне хочется помнить о нём, о его честности, порядочности, благородстве. Благодарность к этому Человеку я пронесу всю свою жизнь”.
Между прочим, это не пустые слова. Дмитрий Мясников неумолимо следует примеру своего героя, “пробивая” свой путь в профессии: он не остановился на университетском образовании и продолжил работу в Санкт-Петербургской Академии художеств; за свои творческие заслуги художник несколько раз был удостоен государственной стипендии; сегодня Дмитрий развивает деятельность объединения художников “НА ЗЕМЛЕ”.
Когда мы доделывали этот материал, картина Дмитрия Мясникова «9 мая» показывалась в Казахстане на выставке лучших работ студентов и преподавателей Санкт-Петербургской Академии художеств. Это по-настоящему большая честь для дипломной работы художника! Нам не посчастливилось увидеть выставку вживую, но мы уверены, что в новом пространстве, за пределами родины, в картине Дмитрия Мясникова еще лучше прочитывается послание художника о сохранении родной земли и своих людей.