Академия художеств. Страницы памяти


Музейная драма

Из интервью с художницей Ольгой Волковой

10.03.2024

Мария Чечегова

G2fQyNN8IUo.jpg

Новый герой нашей рубрики “Опыт осмысления” - художница Ольга Волкова. Она рассказала нам о своей первой большой картине “Подвиг Эрмитажа” (2022). Рассматривая полотно и его детали мы становимся свидетелями эвакуации музейных ценностей из великой сокровищницы в начале Великой Отечественной войны. И мы традиционно поинтересовались у автора, что именно заставило художницу написать картину о Великой Отечественной войне? Что привлекло Ольгу в сюжете из бытовой жизни музея?

 

Много лет назад Ольга Волкова, на тот момент еще студентка Свердловского художественного училища, вместе с одногруппниками попадает на копийную практику в Музей изобразительных искусств Екатеринбурга. Туда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали около полумиллиона экспонатов из Эрмитажа. “Для экспонатов специально были подготовлены сотни ящиков всех размеров и габаритов: и высокие, и плоские, и короткие, и длинные… Рулоны упаковочной бумаги, кипы прессованной стружки, тонны ваты, мешки с дефицитной пробковой крошкой, километровые полотнища клеенки”.  (С.Варшавский, Б.Рест “Подвиг Эрмитажа”, 1985). Узнав этот эпизод про эвакуацию музейных предметов, Ольга осталась впечатлена им на долгие годы и решила развивать тему спасения шедевров в своем творчестве: “когда я была уже студенткой Академии, мы имели возможность посещать Эрмитаж. Стены Эрмитажа хранят большую историю и я, находясь здесь, представляла как бы выглядели эти залы во время Великой Отечественной войны…”


Ольга Волкова. Подвиг Эрмитажа. Дипломная работа. 2022. Х.М.Ольга Волкова. Подвиг Эрмитажа. Дипломная работа. 2022. Х.М.

Уже во время обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств Ольга стала разрабатывать эскизы для картины. Безусловно она была знакома с картинами на военную тему старшего поколения художников, в том числе и своих преподавателей. Но художница поняла, что судьба работников искусства в военное время может стать отдельной темой. Во время работы над картиной Ольга Волкова смогла дистанцироваться от работ своих преподавателей и обратила свое внимание к закулисью мира искусства и истории Великой Отечественной войны.


В картине “Подвиг Эрмитажа” история спасения предметов искусства разворачивается в глубоком полумраке музейного зала. На фоне ярко-красных стен свет настольной лампы проявляет очертания золотых рам и лица служащих. В этом таинственном антураже группа музейных сотрудников аккуратно снимают картину. Мы видим ее оборот с крестовиной.  И внезапно происходит пересечение бытового сюжета военного времени с символической темой Распятия, и в характере развития действия и в пленяющем свете... В памяти сразу же всплывают картины Караваджо, Рембрандта, Луки Джордано. Эффектный световой прием играет не только на визуальную привлекательность. Он фокусирует внимание на драматизме сцены из рабочей жизни музея: спасение предметов искусства ценой собственной жизни.  

 

В процессе написания полотна художница изучала воспоминания свидетелей военных лет: книги С. Варшавского и Б. Реста "Подвиг Эрмитажа", Е. Яковлева и Е. Соломаха «Эрмитаж: Хроника военных лет», военные очерки "Ленинград принимает бой".  Ольгу Волкову особенно привлекли детали атмосферы парадных залов Эрмитажа: “Когда в огромных залах эхом раздавались звуки молотков, стучали, заколачивали ящики с картинами, по воспоминаниям сотрудников музея создавалось ощущение что заколачивают гробы…” Вероятно, именно эта деталь стала ключевой для развития замысла картины Волковой - именно в этих деталях соединились эпизоды Священной истории и реалий военного времени.

 

Подобно старым мастерам, художница подошла с пристальным вниманием к изображению главных персонажей, которые сопровождают взглядами основное действие. В экспериментальных этюдах к картине заметны лица людей, которые без тени сомнения, смятения и растерянности следуют завету “делай то, что должен”: ловкие монтажники снимают со стены картины,  тут же рядом скромная молодая девушка ведет учетные списки. В противовес их активности - две фигуры: старого директора И. А. Орбели и смотрителя. Их лица задумчивы, им не верится, что настали суровые времена, когда картины, провисевшие целые столетия, внезапно должны покинуть родные стены. Они не желают все потерять, не хотят верить в то, что шедевры больше не вернутся. В своем рассказе о картине художница особо уделила внимание фигуре молодой сотрудницы, делающей опись произведений: “Она выделяется на фоне остальных, потому что, хотелось изобразить светлый, молодой, чистый образ как образ мирного будущего после войны”.  И в этот момент становится очевидно, что автор прекрасно овладел правилами “старых мастеров”, когда отчетливо видна вся масштабность действия и даже его исход - в облике одного из героев. Каждый персонаж процесса эвакуации по-своему вовлечен в общий размеренный ритм музейной рутины, за которой на самом деле скрывается великая миссия, требующая самого трепетного подхода.

 

В “Подвиге Эрмитажа” музей предстает не как застывшая капсула, отгороженная от реальности слоями стекол и пыли, а как живой организм, уязвимый на испытание временем, но бережно охраняемый, благодаря своим многочисленным служащим. Художница считает, что в картинах живет душа Эрмитажа: “без них он пустеет, замирает, впадает в сон, но лишь на мгновение, чтобы потом воскреснуть вновь благодаря сотрудникам музея, которые проявили верность, преданность искусству, спасли ценой своей жизни”.  

 

В “Подвиге Эрмитажа” нет острой интриги, нет бега по лестницам и залам. Нет в ней и обезображивающих следов военного времени. Даже излюбленные в академизме рембрандтовские световые эффекты и цитаты из старой классики не создают здесь сгущающейся тревоги. Работу Ольги Волковой отличает необычайная тишина, в которой происходит таинство спасения музейных сокровищ.

 

Для самой художницы важно, что за этим таинством стоят самые разные люди:  ученые с мировым именем, академики, хранители отделов, реставраторы, простые рабочие. “Не жалея сил, рискуя своим здоровьем, они вели упаковку экспонатов круглые сутки. В короткие сроки было собрано два эшелона и отправлено в Свердловск. Третий, из-за ухудшения ситуации на фронте, остался в Ленинграде. Но даже в такое тяжелое время сотрудников музея не покидала вера в то, что коллекция вернется, работы будут спасены и Эрмитаж воскреснет в своем былом величии”. В этих словах Ольга Волкова подчеркивает титанический труд и всеобщую надежду на то, что мир вернется в первозданном блеске и великолепии. Именно поэтому художница соединила бытовой эпизод с известным историческим сюжетом из мировой живописи. И точно также как ее любимые художники, скрупулезно работала над образами тех, кто пришел на помощь спасения искусства.

 

История эвакуации произведений в годы Великой Отечественной войны касается разных уголков страны. Сколько было тех, кто спасал произведения?!. Они хотели сохранить для людей красоту, когда снова настанет мир. Их имена достойны того, чтобы быть вписанными в большую историю. 


Страница О.Волковой ВК

Музейная драма-0
Музейная драма-1
Музейная драма-2
Музейная драма-3
Музейная драма-4
Музейная драма-5

Вернуться наверх<