Академия художеств. Страницы памяти


Отдать дань

Из беседы с живописцем Паулой Стельмащук

08.02.2024

Валентина Скрипкина

IMG_1279.jpg

“Я это видел”. Так называется один из листов в серии офортов "Бедствия войны” Франсиско Гойи. Для Гойи было принципиально поделиться своей болью от того, что происходило вокруг него. Он видел войну своими глазами.


Что может сказать о войне человек, который никогда ее не видел? Вопрос, который очень часто возникает у зрителя на многочисленных выставках, посвященных памятным датам. 


“А имею ли я право писать на эту тему и что я могу знать и сказать о войне, которой не видела.”  - пожалуй, самый честный вопрос, который может возникать у автора при соприкосновении с этой темой. Именно он прозвучал в анкете Паулы Стельмащук - новой героини нашей рубрики "Опыт осмысления", где мы как раз и пытаемся найти ответ на этот непростой вопрос. Посмотрим как отвечает на него наша героиня.


Паула Стельмащук в эскизах часто обращалась к военной теме, пока училась в Академии художеств (2015-2021). Немногие из этих эскизов превратились в законченные произведения, но поддержка руководителя мастерской Хамида Савкуева позволила состояться одному из самых важных. 


Паула Стельмащук. Памяти И.Я. Билибина. Х., т. 110х90Паула Стельмащук. Памяти И.Я. Билибина. Х., темпера. 110х90

"Памяти И.Я. Билибина” - попытка прикоснуться к наследию и памяти одного из профессоров Академии художеств. А также к его подвигу. Еще в августе 1941 года, когда составлялись первые списки сотрудников Академии на эвакуацию, Иван Яковлевич наотрез отказался уезжать из Ленинграда. "Из осажденной крепости не бегут - её защищают" - повторяли тогда все, кто отказывался уезжать из города. Эвакуироваться Академия до начала блокады не успела. До эвакуации Академии по Дороге жизни в феврале 1942 года Билибин уже не дожил. Всего за неделю до эвакуации Билибин умер от истощения в стационаре Академии художеств.


Стельмащук в своей работе не стала делать реконструкцию событий. Она пытается присоединиться к истории через проживание эмоций и чувств. Поэтому мы видим хорошо всем знакомые академические интерьеры и предметы: мольберт с почти законченным холстом, колесо печатного станка, до боли знакомый изгиб подвального свода. Эта узнаваемость притягивает и заставляет внимательнее рассмотреть детали. И вот мы уже видим разбитый пол, горящую буржуйку с пугающе изломанным силуэтом трубы, уходящей в окно, где каждое стеклышко перебинтовано блокадными белыми крестами. Болезненность этих элементов формирует уже тревожное настроение и сопереживание. Однако, сам Билибин присутствует в картине только сгорбившимся полушубком, повисшем на мольберте, да неоконченной работой, которая становится эпитафией Мастеру.


Яркость красок неоконченного пейзажа на мольберте противостоит серости интерьера и удивительным образом побеждает ее. Так и для самого автора - ужас от сопереживания людям, пережившим годы блокады Ленинграда и войны побеждается чувством гордости за свой народ и тех, кто даже в таких условиях продолжал служить людям своим творчеством.


“Когда забывают войну, начинается новая, память - главный враг войны» Аристотель.  Великая Отечественная война затронула все семьи в нашей стране, многие не вернулись, стали калеками. Я отношусь к поколению, которое еще застало ветеранов этой войны. Прабабушки и прадедушки передали бесценные знания и истории их жизни. У  современных художников эта тема не утихает, мне кажется, потому что они хотят отдать дань тем людям, которые сделали все чтобы мы жили здесь и сейчас.”


Страница художницы ВКонтакте 


Вернуться наверх<