Академия художеств. Страницы памяти


Отражение несбывшейся любви

Из беседы с живописцем Олегом Калитеней.

18.12.2023

Мария Чечегова, Валентина Скрипкина

Олег КалитеняОлег Калитеня

У каждого художника свои причины для погружения в тему войны. Олег Калитеня, выпускник Академии художеств 2023 года, приехал в Петербург из Минска. Рассказывая о родной Белоруссии, он очень трепетно отзывается о подвиге людей, которые сохранили его родной Минск во время войны. Однако, сама тема вероятнее всего вошла в художника все же через соприкосновение с личными историями.

 

“Когда я переехал из Минска в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств, всё это время я возвращался к мыслям о моей бабушке: у неё начало ухудшаться здоровье и вести о ней тревожили мою душу. Она всегда проявляла ко мне доброту, заботу и ласку, всегда была рада моему приезду к ней в деревню. Бабушка Аня оказала на меня большое влияние в детстве. Она была для меня человеком из другого мира, загадочного и неизведанного. За свою долгую жизнь она родила, вырастила и воспитала 10 детей. Всю жизнь она прожила с моим дедушкой. Он чудом спасся во время войны: его успели предупредить, сказали ему бежать и прятаться в лес, и не высовываться оттуда; через  некоторое время спустя немцы согнали всех людей деревни в сарай и сожгли. Ни дедушка, ни бабушка не любили рассказывать о том времени. Видимо, старались забыть о нём, чтобы жить дальше. Тем не менее история из его детства осталась и была свидетельством того, насколько жестокими могут быть люди”.


Рассказы близких людей побудили художника к внутреннему диалогу о том, что таит в себе мир, какие мысли на самом деле скрываются за глубокой задумчивостью и улыбкой бабушки. А однажды он услышал комментарии людей, переживших начало войны. Воспоминание о налете вражеских самолетов сопровождалось фразой "...небо будто опрокинулось".

 

“Мне хотелось передать это ощущение, что мир перевернулся с ног на голову, хотелось совместить две реальности, где в одной из них порядок вещей уже нарушен, а в другой нет. Так мне пришла идея с отражением”.

 

Олаф Батке. ФотоОлаф Батке

Дальнейшие поиски привели художника к фотографии Олафа Батке, в которой от пары молодоженов осталась только обувь, да отражение в воде. Практически процитировав немецкого фотографа, Калитеня поместил свою пару в деревню, на которую только что налетели фашистские истребители. В результате игривая свадебная фотография превратилась в драматичный рассказ о судьбах тысяч пар, счастливая семейная жизнь которых внезапно оборвалась с началом войны.

 

"Опрокинулось небо” - это всего лишь первый вариант дипломной работы. Вторым вариантом стала композиция с бабушкой Аней. После консультации, преподаватели убедили художника взять на диплом более спокойный вариант с бабушкой. "Опрокинулось небо” так и остался этюдом.


Олег Калитеня. Опрокинулось небо. 2022. Х.м.

 

Этот этюд показывает самое начало войны. В бесприютном унылом пейзаже межсезонья война возникает не только где-то вдалеке, по касательной, как тревожный гул из дыма и мелькающих взрывов. Она врывается в жизнь простых людей, превращая текущие события мирной жизни в воспоминания о прошлом: от радостной прогулки влюбленных остались только праздничные туфли и застывшее отражение поцелуя.

 

Прежде чем приступить к написанию этюда, художник решил собрать дополнительный фотоматериал. Он организовал фотосессию, чтобы разыграть сцену прогулки влюбленных. Нашел костюмы в ретро-стиле. Для себя автор выбрал роль жениха. В результате художник смог лучше прочувствовать образ и найти для работы подходящие интонации и нюансы.


Атмосфера работы выстраивалась также на основе песен Владимира Высоцкого и множества советских документальных и игровых фильмов, посвященных войне. Живописные произведения тоже послужили источником вдохновения - главным ориентиром здесь стала картина Валентина Папко «Даже не снилось. Утро 22 июня 1941».


То, что этот этюд - лишь первый подход к разработке темы оправдывает присутствие в работе прямых отсылок к источникам, которые изучал художник. Однако автор внимательно отобрал наиболее важные детали, создав в итоге историю, которая считывается с первого взгляда, и моментально проникает в сердце, а по мере всматривания раскрывается все большей трагичностью. Уход от цитатности должен был бы произойти на последующих этапах разработки композиции и будем надеяться автор еще вернется к этому.

 

Работа Олега Калитени отличается притягательной статичностью и вместе с тем щемящей тревожностью. Во многом это достигается за счет общего плана, в котором прозрачные краски холодного неба заполняют все пустое пространство вокруг туфель. Этот аскетичный и в то же время концептуальный пейзаж показывает как быстро и беспощадно война выбила человека из круга мирной жизни, из самых радостных событий. Неизвестные нам девушка и парень, беззаботные и нарядные, только отыграли свадьбу, медленно гуляли по полям в окрестностях своего родного села; они были полны надежд, мечтали о счастье, как вдруг обрушилась война. Возможно, они только успели сказать друг другу «я люблю тебя» и эти слова стали для них последними.  

 

В процессе работы над дипломной работой Калитеня нашел для себя и главный принцип творчества:

“Старушки-матери довольно часто встречаются в творчестве художников. Эффект старой фотографии в живописи тоже уже не новость. Со временем мне пришло понимание, что эта тема должна быть раскрыта либо глубоко лично, либо, по крайней мере, масштабно.  Остаётся работать только над содержанием и формой того, как это изображено. В этом направлении я вижу, куда можно двигаться и буду стараться решать эти задачи в своих будущих произведениях”.

 

В этих словах художник обозначил, что в осмыслении темы войны выбор идет между двумя позициями: писать картину о чем-то сокровенном или  изобразить общую динамику событий. Первое возможно, если ты готов к мощному проживанию тяжелых воспоминаний, что и делал художник, когда изучал разный материал. Второе осуществимо при условии, что ты понимаешь ритм и ландшафт современной реальности. И в том, и в другом случае получается, что создание картины на тему войны – это вызов собственной творческой личности, возможность выразить свою сопричастность к миру.

 

Калитеня уверен в том, что работу “Опрокинулось небо” можно условно отнести к теме Великой Отечественной войны, потому что в дальнейшем картина начинает жить своей жизнью. И действительно, откинув исторический контекст, в этой работе отражаются две грани реальности. С одной стороны — беззаботная юношеская влюбленность, с другой — пугающее настоящее. И эти две половины  сопутствуют друг другу в непростые моменты истории.

 

В данный момент Олег Калитеня является сооснователем и резидентом галереи DA’s Art Depot. Она стала известной благодаря тому что объединила выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств и вместе с ними сделала в Москве выставочный проект “Посвящение Победе”.

 

“История ВОВ до сих пор часто встречается в современных произведениях авторов потому, что слишком глубокая рана была нанесена большому количеству человек. Таким образом даже сейчас, столько лет спустя, у многих людей на нашей земле есть какой-то родственник или родственники, которые могут рассказать о тех событиях от первого лица. И важно помнить об этом, чтобы не допускать новых войн”.


Олег Калитеня в ВК


Вернуться наверх<