"Поэт неприметной вечности"
о художнике В.М. Звонцове
16.06.2023
Валентина Скрипкина
Василий Михайлович Звонцов, художник-график, долгие годы преподававший в Академии художеств, попал в действующую Армию только-только окончив Ленинградское художественно-педагогическое училище. В 1939 году он сдал экзамены на живописный факультет Академии художеств, но учёбу пришлось отложить из-за призыва на действительную службу. А когда подошло время демобилизации началась война.
Звонцов к этому времени уже был лейтенантом и хорошо осознавал, что отвечает теперь не только за себя, но и за своих подчинённых, каждого из которых дома ждала семья. Боевое крещение Звонцов прошёл в Великолукской наступательной операции. Потом его дивизия особенно отличилась в Невельской наступательной операции, получив за это почётное звание "Невельской". Потом было еще немало освобожденных территорий на боевом пути. Конец войны Звонцов встретил уже в звании подполковника все в той же 28-й дивизии 3-й ударной армии, которая в числе других участвовала в победной Берлинской наступательной операции.
В течение всей войны Звонцов писал письма матери и брату, оставшимся в блокадном Ленинграде. Сокрушался, что не может послать им ничего кроме денег, которые во время блокады мало чем могли помочь. И неоднократно удивлялся тому, что он до сих пор еще жив. Много раз рядом с ним разрывались снаряды, все его сослуживцы, с которыми он начинал свой боевой путь погибли, а ему, как он сам считал, просто везло.
По своим служебным обязанностям Звонцову нередко приходилось работать с пленными. Он удивлялся их оболваненности и развращенности. Особенно же его возмущало обилие пошлых изображений.
Сам Звонцов все время на фронте мечтал рисовать. При любой возможности пытался это делать. Но все его фронтовые зарисовки погибли где-то в боях.
Он должен был продолжить военную карьеру. Однако настойчиво хотел стать художником. Не сразу ему удалось освободиться от военных, а затем партийных обязанностей, но в 29 лет Звонцов, наконец, начал обучение в Академии художеств.
Звонцов был старше всех своих сокурсников. Профессиональные навыки, конечно, были растеряны за долгие годы без возможности рисовать. Навёрстывать было непросто. Но позабыв технические навыки рисунка, на войне он оточил наблюдательность, умение видеть, восхищаться, запоминать. И научился быть благодарным Земле за сохранение жизни.
Он никогда в своем творчестве не обращался к социально значимым темам. Единственной его темой стала природа. Даже его дипломная работа «По дорогам войны», формально созданная на военную тему, самим Звонцовым обозначалась как «серия станковых пейзажей». Да, мы видим здесь приметы войны, но они лишь оттеняют красоту изображенных мест. Именно на войне Звонцов научился ценить красоту жизни и окружающей действительности.
«После трудных минут всегда жизнь еще дороже становится. Вот я недавно, когда был ранен, после того, как выбрался в безопасное место, вдруг остро почувствовал, как дорога мне жизнь, как все кругом хорошо и важно. … Что бы там ни делалось плохого, а хорошего всегда было и будет больше на свете».
Для Звонцова «все кругом хорошо и важно» - это не просто красивая фигура речи. Одинаково важными для него становятся и бескрайние русские поля, и каждая травинка на этом поле. И стая парящих птиц, и одинокий снегирь на тонкой ветке. Творчество Звонцова лишено какой-либо идеологии и декларативности. Это чистое созерцательное любование. Оно основано на внимательном изучении окружающей природы, принципов взаимодействия всех ее частей друг с другом: соединения листьев с ветками, веток со стволом дерева, влияние дуновения ветра на наклон травы и рябь на водной глади. Но научился он этому созерцанию именно на фронте.
«Война, фронтовая жизнь беспредельно усилили мою любовь к природе, возникшую еще в раннем детстве, и укрепили желание стать художником-пейзажистом. Я недаром повторяю одну мысль: "нюхая" землю на фронте, я научился кое-что на ней замечать. Фронтовая жизнь проходила в необыкновенной близости к природе. Ведь никогда до тех пор я не наблюдал с такой пристальностью и заинтересованностью восходы и закаты, грозы и метели, лунные ночи и непроглядную осеннюю тьму, туманы, половодье, весенний и осенний наряд полей и лесов и самую землю, в которую мы старались надежно зарыться. Долгое время все, что охватывал глаз с переднего края, все синие дали, с лесами, озерами, селами и городами - все было под противником, и никто не мог проникнуть туда без боя. Так обрело реальность, конкретность представление о долгой, трудной, требующей смертей и увечий борьбе за свою землю. А все, что живет и растет на ней, становилось во сто крат дороже»
Цитаты приведены по: Б. Сурис. «... больше, чем воспоминанья.» Письма ленинградских художников. Книга 1. СПБ: КультИнформПресс, 1993. – С.330, 332.
Полистать альбом В.М. Звонцова