Академия художеств. Страницы памяти


Сага о неизвестном Скульпторе

о скульпторе Лазаре Кацове

20.07.2023

Марк Верховский. Фрагменты из статьи, опубликованной в: газета "Новый меридиан" (Нью-Йорк) - № 1538, 17 мая 2023 - стр, 14-15.

Истоки

Бывший студент Всероссийской Академии Художеств Лазарь Моисеевич Кацов родился в мало примечательном местечке Степанцы Богуславского (Каневского) уезда Киевской губернии. В 1913 году его родители - Ревекка и Моисей, сыграли свадьбу. Через год у них родился сын - Лазарь или, как они его ласково называли в семье - Лёля. Уже в 1917 году родилась девочка Гнесса (будущая мама автора настоящей статьи). Так и остались бы дети местечковыми ребятами, если бы не революция, взорвавшая все устои Российской империи.

Гражданская война дала «добро» на «все дозволено!» и в первую очередь на грабежи и погромы еврейского населения. Ввиду ежедневной угрозы насилия, дети старались не выходить из дома, и потому были запуганы и стеснительны. Надо было спасать семью, детей от разгула «освободителей».

Молодая семья в 1920 году устремляется в Баку, где по рассказам переселенцев, требовалась рабочая сила и в избытке были продукты. Моисей - профессиональный столяр, открыл свою небольшую артель. 

Дети пошли в школу. Старательный Леля (Лазарь) не выпуская глину из рук целыми днями вылепливал различные фигурки людей и животных. Порой он забывал даже пообедать. Молча сопел он над очередной фигурой, по окончанию которой, прибегал к маме Риве и протягивал ей для оценки. Ревекка, души не чаявшая в первенце, с каждым разом все больше восторгалась способностям мальчугана. Когда уже в доме не осталось свободных мест от глиняных фигурок, Моисей и Рива решили, что способности сына необходимо развивать и продолжить.

Юность 

В 1920 году в Баку открылось художественное училище им. Азим Азимзаде, куда и определили способного юного ваятеля глины. В 1930-е годы в области графики там работали такие художники, как А. Азимзаде, Г. Халыков, И. Ахундов, А. Гаджиев, М. Власов, К. Кязимзаде, А. Мамедов и др. Вполне возможно, что начинающий скульптор пересекался с ними в училище.

Леля никогда не кичился своими способностями. Скромный и трудолюбивый он твердо шел к своей цели - стать скульптором. Сестра Гнесса училась в музыкальной школе по классу вокала. Вместе с братом они собрали дружную, музыкальную и веселую компанию.

Переехав в 1934 году в Симферополь, семье пришлось начинать все с нуля. Но и здесь трудом и активностью отец сумел обустроить свою семью.

Только Леля не находил себе места: отсутствие любимого занятия глиной прекратилось, поскольку в городе не было соответствующих творчеству заведений. Пришлось поступать на литфак Симферопольского Педагогического института. 

Но «желая совершенствоваться в области скульптуры», как подчеркивает он в своей автобиографии, Лазарь оставляет институт на 4- м курсе и поступает на, организованные двухгодичные курсы в студию им. Н.С.Самокиша. Окончив их, Лазарь ищет пути совершенствования в скульптурном творчестве. И молодой человек находит его в поступлении на факультет художников-монументалистов в старинный Одесский политехникум изобразительных искусств, основанный в 1865 году.

Однако, через три года окончив его Лазарь почувствовал неудовлетворенность пройденного курса обучения. Творчество толкало его на более компетентное изучение скульптурного зодчества. В это время объявила о приеме абитуриентов Всероссийская Академия Художеств, и Лазарь, не раздумывая, отправляется в Ленинград.

В своей автобиографии он формулирует свои страсти по скульптуре: «Имею сильное желание совершенствоваться в области скульптуры». Страстность Лазаря к лепке была здесь оценена по достоинству, и в 1940 году молодой человек был зачислен на первый курс скульптурного факультета Академии.

Однако, Лазарь также увлекался литературой. Особенное предпочтение он отдавал Владимиру Маяковскому. Вот, что он писал в письменном сочинении на вступительном экзамене в Академию Художеств, сохранившемся в архивах РАХ: «Когда читаешь Маяковского поражает сила, которой поэт чувствовал наше динамичное время. ….Его поэзия монументальна. Достойной памятник социализму. Все это в Маяковском черты нового художника- новатора»

В Академии художеств

Поселился Лазарь на 4-ой линии Васильевского острова, на Литейном дворе Академии.

Именно в Академии Художеств Лазарь почувствовал себя в родной стихии. Еще бы: компетентность преподавания была на высоком уровне, а сокурсники собрались один талантливей другого.

Лазарь познакомился с чудесной девушкой с археологического факультета Гос.университета, приехавшей из Вологды. Они находили много общих интересов и дружба их с каждым днем крепчала. Лазарь и Ира вместе знакомились с исторической панорамой Ленинграда. Если Иру восхищала архитектура города, то Лазаря вдохновляли на зарисовки и эскизы фрагменты улиц и площадей.

Однако, во главу своего творчества начинающий художник ставил скульптурное искусство. Лазарь с энтузиазмом находил все новые и новые скульптурные памятники великим деятелям государства и искусства. И все их ему хотелось повторить, но уже в его личном творчестве. Скульптурные фигуры Летнего сада полностью переселились в его повседневный альбом. В мечтах Лазарь творил их заново с расстановкой в «Ново-Летнем саде».

С 9 по 11 января 1940 года в Ленинграде состоялась юбилейная сессия Академии художеств, посвященная ее 175-летию, которое отмечалось в 1939 году. За дату основания Академии был взят 1764 год. 

В Академии в это время преподавали известные скульпторы: М.Г. Манизер, А.Т. Матвеев, В.А. Синайский. Последний был деканом факультета скульптуры. Будучи с 1934 — 1939 г.г. директором ВАХ известный художник И.И.Бродский, охарактеризовал зав. кафедрой Матвеева, как «очень значительным и интересным мастером».

Окончив первый курс, Лазарь планировал поехать вместе с Ирой в Симферополь, имея в виду познакомить невесту с родителями.

Но наступило 22 июня 1941 года. Пришла темная эра в истории СССР.

Теперь все события были связаны с военной тематикой. Лазарь перешел на лепку фигур известных летчиков. Академия с каждым днем принимала военный камуфляж: бумажные кресты на стеклах, горки песка для тушения пожаров от бомбежек, дежурные студенты на крыше здания Академии.

18 августа 1941 года стало известно о решении Комитета по делам искусств при Совете Народных комиссаров СССР об эвакуации Академии художеств в Самарканд.

В сентябре 1941 года над Ленинградом нависла непосредственная угроза вторжения врага.

«В те дни, - вспоминал профессор Иосиф Анатольевич Бродский, (племянник И.И. Бродского) - монументальное здание Академии художеств с массивными стенами и сводчатыми перекрытиями напоминало хорошо подготовленную к длительной обороне крепость. Окна 2-го этажа, выходящие на Неву, были превращены в амбразуры, у пулеметов заняли свои боевые посты краснофлотцы. В Рафаэлевском зале бойцы рабочего батальона получали винтовки, гранаты и бутылки с бензином». В музее Академии и в ее уникальной научной библиотеке в конце лета и осенью 1941 года шла напряженная работа по сохранению и консервации фондов. Большие копии росписей Рафаэля, Тициана и других художников Возрождения были сняты со стен и накатаны на валы. Вся экспозиция была свернута. Материалы графического характера были раскантованы и уложены в ящики, гипсовые слепки демонтированы и сосредоточены в помещениях первого этажа. Наиболее ценные книги уносились из библиотеки в подвалы. Был также организован прием на хранение произведений искусства и книг, принадлежавших лицам, эвакуированным из Ленинграда, главным образом из числа педагогов Академии.»

Директором Академии на момент начала войны был Владимир Яковлевич Родионов, который всего за пару лет до этого закончил архитектурный факультет. Но он вместе со всеми ушел в народное ополчение и погиб на фронте.

Великая Отечественная война резко изменила привычный ритм жизни Академии художеств и стала самым большим потрясением в ее истории. Война поставила перед руководством Академии сложную задачу: с одной стороны, мобилизовать все силы коллектива на помощь фронту, с другой - продолжать научную и учебную работу высшего учебного заведения.

Только за восемь дней июня (с 23 по 30) 41 сотрудник Академии ушел в ряды Красной Армии. 3 июля в здании Академии состоялся митинг, на котором 43 человека подали заявления о зачислении их в народное ополчение. Количество студентов ежедневно уменьшалось: добровольцы и призывники десятками уходили на защиту Ленинграда. Кто на рытье оборонительных сооружений, а кто прямо в окопы — остановить врага.

«Зимой 1942 года фашисты в ярости обрушили на Ленинград сотни бомб и снарядов. Профессора Академии художеств поселились тесной семьей в одном из бомбоубежищ в здании академии. В большом сводчатом подвальном помещении жили академик И.Я. Билибин, профессора В.А. Синайский, Л.Ф. Овсянников, Н.Б. Бакланов, Я.Г. Гевирц и другие. Было холодно и голодно. Но бодрость и оптимизм не покидали никого даже в самые тяжелые минуты. Многие продолжали свою творческую работу»

Пришел черед и Лазаря. Призывался он Василеостровским РВК  13 января 1942 года. (Учетная карточка военнослужащего красноармейца Кацова Лазаря Моисеевича № 1658). Вместе с ним ушел почти весь скульптурный факультет.

Уже находясь в окопах он получил известие о гибели под бомбежкой любимой Иры. А вскоре и самого Лазаря постигла та же участь: бомбардировочная авиация, ни дня не оставлявшая в покое рывших траншеи студентов, накрыла их градом осколочных бомб. Один из осколков нашел Лазаря. Окровавленного студента доставили в Эвакогоспиталь 2013. Но извлечение осколка не спасло его. Заблокированный фашистами город не мог оказать действенную помощь ни оздоровительным питанием, ни лекарствами от начавшейся болезни.

Геноцид Германии получил 1 февраля 1943 года еще одну жертву — несостоявшегося скульптора Лазаря Моисеевича Кацова. Ему было 29 лет.

Предан земле Лазарь Кацов был в братском захоронении на Серафимовском кладбище.

Извещение о смерти было послано на адрес родителей, находившихся в эвакуации: в Тбилиси, Арестовский пер., 5, Кацову Моисею Наумовичу и сестре Верховской Г.

В феврале 1965 года в ИнЖСА им И.Е. Репина было принято решение «об установлении мемориальной доски в память погибших студентов, профессорско-преподавательского состава и служащих на фронтах Великой Отечественной войны и в дни блокады».
В 1968 году по обе стороны парадного вестибюля первого этажа здания Академии Художеств были установлены мраморные мемориальные доски с увековеченными именами 123 человек. 

В их числе находится и студент Лазарь Моисеевич Кацов.

Вернуться наверх<